Статья: Сквозная аналитика и лучшие сервисы для визуализации данных
План статьи:
Спрашивают блондинку: Какова вероятность того, что, выйдя на улицу, вы встретите динозавра?
Зачем нужна аналитика
Без аналитики бизнес становится слепым и непредсказуемым, вы не понимаете что продаёте и как продаёте. Особенно, если у вас большое количество товаров, рекламных кампаний, сайтов.
Аналитика раскрывает слепые зоны, вы знаете:
какой рекламный канал приносит больше всего прибыли, кто из менеджеров эффективен, а кто филонит, откуда приходят продажи на самый большой чек, а где цикл сделки длится дольше обычного.
Эта информация позволит вам правильно планировать бюджет, вовремя отследить выгорел ли конкретный канал, креатив или аудитория и разработать эффективную стратегию под каждый сезон.
Аналитика поможет вам сделать сильный оффер, конверсионный сайт и релевантное предложение вашей аудитории.
Почему строить аналитику это сложно и долго
Трудность аналитики в том, чтобы определиться какие данные собирать, как собирать, где хранить и в чём читать информацию.
Какие данные собирать
Есть основные метрики, но и они зависят от вашей воронки продаж. Обычно замеряют каждый этап воронки:
Просмотры рекламы
1
Клики по рекламе
2
Попадание на сайт
3
Оставление заявки
4
Общение с менеджером
5
Получение оплаты
6
Повторная продажа
7
Ваша воронка может быть другой, возможно там есть этап замера или консультации, но суть одна: вам необходимо понимать сколько людей переходят из одного состояния в другое.
Если вы понимаете основные цифры в разрезе этих состояний, то можете УЖЕ на этом этапе увидеть узкое горлышко.
К примеру, на сайт попадает 1000 человек, а заявку оставляют всего 15.
Самые простые выводы, которые можно сделать: людям неудобно оставлять заявку (сайт может быть не адаптирован под телефоны), люди не видят кнопки для оставления заявки или на этапе сайта их что-то смущает.
Теперь вам ясно, что это не лидгенщик плохой человек или менеджеры не отрабатывают, а дело в сайте. Аналогично и с другими этапами.
Важно правильно трактовать одно и то же событие под каждый этап. Можно считать заявкой клик по кнопке "Оставить заявку", а можно только уже заполненную форму. Вы должны определиться что конкретно считаете и какое отношение это имеет к покупке вашего продукта.
Как собирать и хранить данные
Да, нынешние сайты и рекламные кабинеты хранят всю информацию о вашем бизнесе, но только в своих пределах. Нельзя в Яндекс.Метрике посмотреть сколько людей из этапа консультации или замера перешли в оплату.
Поэтому нужно единое место, для сбора всех данных по продавцам, utm-меткам, обороту, рекламным расходам и др.
Если ваш магазин небольшой и количество товаров не превышает 500 позиций, то достаточно организовать простейшую базу данных в гугл-таблицах.
Этот способ бесплатный и всё же временный, потому что, если вы будете расти, гугл-таблицы уже не смогут умещать в себе всю информацию в читабельном виде. У вас будет миллион страниц с миллионами строк, такая аналитика бесполезна.
Поэтому лучше сразу начинать хранить данные в СУБД, например, воспользоваться сервисом ClickHouse.
Этот сервис позволяет хранить и обрабатывать данные на выделенном сервере, однако читать данные оттуда нужно с помощью BI инструментов.
Как читать данные. Лучшие сервисы для визуализации данных
Чтобы сотни тысяч строк, цифры и знаки превратились в удобный график нужно визуализировать данные.
Для этих задач есть 3 сервиса
Все сервисы примерно одинаковые. Наше агентство пользуется сервисом от Yandex.
Пример оформления дашборда для интернет магазина электроники
Сервис прост в использовании, позволяет собирать самые разные графики и диаграммы для аналитики.
Однако даже тут без специалиста сложную аналитику не настроить.
Если вы хотите понимать движение ваших денег в бизнесе за один взгляд на дашборд, то напишите и на основе своего опыта я разработаю для вас индивидуальный дашборд.
Спасибо за прочтение!